Тестируем стойкость и надёжность воронения. В одной из книг А.А. Потапова утверждается, что оружие, покрытое «ржавым лаком», способно пролежать 7 дней в воде и не заржаветь. Мы провели эксперимент с 4 стальными изделиями, два из которых оксидированы горячим щелочным воронением (читать о способе) и два – составом «ржавый лак» (читать о способе), после чего смазаны нейтральным маслом.
Фото 1
При этом два “подопытных” стержня изготовлены из качественной углеродистой конструкционной стали 45, близкой по составу к стали 50А (из неё делались стволы большинства охотничьих ружей производства СССР), и два отрезка трубы – из низкоуглеродистой стали обычного качества ст2.
Для создания условий, близких к эксплуатационным, перед погружением деталей в воду мы насухо протерли их бумажными салфетками, удалив масло (фото 2). Две детали, расположенные на фото слева, были оксидированы горячим щелочным воронением («в селитре»), поэтому даже без масла сохранили глянцевый, блестящий вид.
Фото 2
Далее, мы сложили детали в ёмкость из нержавейки и залили их тёплой водопроводной водой (фото 3).
Фото 3
Ёмкость с залитыми водой деталями мы оставили на 4 дня в помещении с температурой +10 градусов Цельсия (фото 4).
Фото 4
По прошествии 4 дней осмотрели содержимое ёмкости (фото 5). Детали оказались покрытыми налётом гидроксида железа (II), образовавшегося из-за продолжительного контакта воды и «голой» стали (внутри отрезки труб не были заворонены).
Фото 5
Сливаем воду и рассматриваем стальные изделия. Как видно, это не ржавчина, а осадок, покрывший отрезки труб и стержни сверху, а также дно ёмкости. Снизу изделия все такие же чистые, черного цвета (фото 6). Осадок легко стирается касанием пальца (фото 7).
Фото 6
Фото 7
Прополощем детали (фото 8) и промоем их в струе водопроводной воды (фото 9).
Фото 8
Фото 9
Подготовим стальные изделия к промасливанию. Для этого просушим их бумажными салфетками (фото 10). Как видно на фото, сталь, завороненная щелочным способом (стержни № 1 и 2), сохранила глянец.
Фото 10
После обильной смазки стержней индустриальным маслом И-20, прогреваем их в течении 5 – 10 мин бытовым феном для испарения с поверхности воронения остатков влаги (фото 11).
Фото 11
Как и при первоначальном оксидировании прутков, после обработки маслом поверхность принимает более глубокий черный цвет (фото 12 и 13).
Фото 12
Фото 13
Для полноты эксперимента, обработанные маслом изделия после остывания оставляем на 2 дня в помещении с температурой +10 градусов Цельсия, чтобы проверить, не покроются ли детали ржавчиной из-за длительного нахождения в воде. Как видно из фото 14, этого не произошло, а покрытия сохранили изначальный вид и оказались устойчивыми к влаге и коррозии.
Фото 14